Форумы » Общие вопросы

Как маркетологу не пропасть в карьере

    • 9 - сообщений в форуме
    14 декабря 2016 г., 9:12:59 MSK

    Несколько советов (от владельца успешного бизнеса) для топ-менеджеров о построении
    карьеры, написании резюме и поиске работы.

    Я – владелец бизнеса, и в данный момент смотрю ваши отклики на вакансию «Директор по маркетингу и продажам». Ваши отклики с желаемыми зарплатами от 100 до 300 тысяч рублей в месяц. И вот что я могу сказать: все далеко не так радостно, как хотелось бы. Именно поэтому у меня появилось желание немного вам помочь. Помочь найти такую работу.

     

    Тот факт, что вы получали высокую зарплату раньше, не является показателем вообще. Откровенно говоря, вы стоите в разы меньше. Хотите по-настоящему стоить этих денег? Читайте ниже о том, как это сделать. Особенно это будет полезно тем соискателям, которые разместили резюме и откликаются на вакансии уже не первую неделю, а результата все нет. «Как же так?!» А вот так…

    «Пролетая над гнездом кукушки, у меня слетела шляпа», – знаете, откуда эта цитата? Или хотя бы автора? И сможете ли найти 10 отличий от оригинала? Если нет – дальше не читайте. Этот текст – мое обращение к топ-менеджерам. По определению они начитаны, образованы, отличают Кизи от МакКинси и слышали об анаколуфе в произведениях Чехова… Ладно, насчет анаколуфа я, конечно, погорячился – признаюсь, сам только недавно узнал о том, что это такое.

    Как бы то ни было, «читая ваши резюме, у меня рвет крышу». Срывает начисто. Позвольте, господа высокооплачиваемые специалисты, дать вам  несколько советов  по поиску работы в частности и карьере в целом. Карьере, которая  от слова «карьера», а не «карьер» (хотя иногда особенно одаренных авторов резюме с желаемым размером заработной платы 300 тысяч хочется отправить как раз в карьер).

    Вообще я люблю общаться с аудиторией, которая хочет, чтобы с ней общались. Она по определению более отзывчива. Я маркетолог и потому оперирую словосочетанием «маркетинговый фильтр». Первый фильтр я уже поставил «анаколуфом». Если вам, читателям, претит мое вступление – не читайте. Зачем вам советы, если вы советов не приемлете?

    Фильтр второй: а кто я вообще такой, чтобы давать советы? Вы обо мне хоть что-нибудь слышали? Нет?! А с чего  вдруг тогда читать мои советы? Не хотите – ваше право. Я просто создатель и владелец CRM-агентства «ДМ Базис», широко известного и любимого в узких кругах, и создатель/сооснователь еще нескольких бизнесов. (Секунда славы, да). Агентство, которое я создал, успешно работает уже 13 лет. И все это время я беру на работу – то есть ищу, оцениваю при найме, оцениваю в работе – разных дорогих специалистов. В данный момент в моей компании открыта вакансия «Директор по маркетингу и продажам», и ровно сейчас я смотрю ваши отклики. Чтобы дать вам полезные и ценные рекомендации, я буду цитировать строки из различных резюме – иной раз просто восхитительные перлы! Авторов не буду указывать: я чту 152-ФЗ «О персональных данных». Но даже вырванные из контекста, эти цитаты роскошны.

    Вам все еще хочется прочитать мои советы? Тогда я вас поздравляю:  вы «прорвались» и через первый, и через второй фильтр! А это означает, что вы, возможно, не безнадежны.

    Посмотрим на вещи трезво.

    Вы не уникальны.

    Если вы считаете, что ваше «просто резюме» работодатель будет читать по той причине, что вы такой просто крутой работник – вы искренне заблуждаетесь. И ваша предыдущая позиция, и ваша предыдущая зарплата и даже предыдущая компания, в которой вы работали, (чаще всего) никакой роли не сыграют. Все дело в том, что покупают (берут на работу) не позицию, не зарплату, не компанию. А вас! А продаетесь вы, в 99% случаев, крайне плохо.

    После долгих, отвратительных для бизнеса лет, когда «бал правил работник» (иначе называемый период «дефицита кадров»), на рынок выходит безработица. И (наконец-то!) работодатель может выбирать тех, кого он хочет взять в свою команду, а не бегать с выпученными глазами и возгласами «Ааа! Клиенты есть, деньги есть, работать некому!». Потому что кризис, господа, он тут. Вы можете закрывать на это глаза, не верить и считать, что денег в экономике еще хватает, но вот простая арифметика: меньше чем за неделю нахождения в рунете размещенной вакансии у меня 20% отклика, 150 в абсолюте. Для справки: 2-3 года назад очень хорошим показателем было 10% отклика. И это я еще указал довольно скромную для позиции зарплату – 150 тыс. р. Я понимал, что откликов будет много, и не стал «шиковать».

    Вы правда думаете, что у меня есть время читать многостраничные резюме, если я их получаю по 30 штук в день? Только что скопировал ради интереса одно резюме среднего размера, посмотрел статистику. 1100 слов, около 10 000 знаков. Согласно «Википедии», средняя скорость чтения взрослого человека составляет 150 слов в минуту. То есть на быстрое, неосмысленное чтение среднего по размеру резюме я должен потратить примерно 7 минут. Предположим, что я читаю его вдумчиво – за 15 минут. 30 резюме в день, 15 минут на каждое… В уме можете посчитать? Это 7,5 часов. Семь. С половиной. Часов. В день. Трудозатрат. На чтение ваших резюме. На одну позицию. Вы все еще думаете, что ваши излияния глубоко и вдумчиво изучают?

    Если вдруг не убеждают цифры, то вот факты. В сильное, но небольшое мое агентство резюме присылают маркетинговые топ-менеджеры из телекома, крупного ритейла, финансовой сферы (банки из списка Топ-50)… Ребята от 23 до 59 лет, желающие зарплату в сотню-другую-третью!

    Вот, что я вам хочу сказать этим тезисом: научитесь смотреть трезвым, самокритичным взглядом на ситуацию и на себя. Рынок уже не тот. И даже если вас по ошибке купят, то «выбросят» через несколько месяцев максимум. Потому что деньги кончаются (в принципе), и работодатели становятся придирчивыми. Если вы топы и умеете учиться – повторюсь, вы не безнадежны. Читайте дальше.

    Если ваш интерес на этом закончился – прекращайте тратить время на чтение этой статьи, и идите откликаться на вакансии. Терпение и труд все перетрут, если откликнуться триста-пятьсот раз, может быть, что-то и получится… Но все же помните: «бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов» (Альберт Эйнштейн).

    Совет первый. Продайте себя.

     

    Я не первый, кто это говорит. Вы – товар (продукт, услуга…). Хотите, чтобы вас взяли на работу – продайте себя. Если вы ждете, что вас купят просто так, за одно только ваше существование – вы очень ошибаетесь. Давайте начистоту. Не вы росли, работая над собой… Рынок рос! Подстегиваемый нефте-газовыми деньгами, рынок покупал все, что ему предлагалось. «Девяностые – дубль два». Все эти ваши тренинги, описания на много строк ничего не значат. Сейчас товар, который просто лежит на полке, не покупают. Это все не стоит ничего, если вы не можете продать себя. На любую позицию, на любую работу вы продаете себя. Вы НЕ уникальны настолько, чтобы вас купили просто за ваше существование. И уж совсем идеально будет, если вы примете во внимание ту работу, на которую претендуете.

    Например, агентство «ДМ Базис» занимается CRM-услугами – аудитом, консалтингом, внедрением и разработкой стратегий, аутсорсингом поддержки CRM-деятельности… Это реально сложно – сложно сделать, и сложно продать. Как вы думаете, насколько я хочу взять на работу Директора по маркетингу и продажам – на такие вот услуги – если он не может продать себя?

    На самом деле этот совет можно было дать  в одной строке, в двух словах. Я «разжевал». И на всякий случай – посмотрите статистику, приведенную выше. Вы все еще не понимаете, что значит «продать себя»?

    Совет второй. Лучше продается упакованный продукт.

     

    И снова об очевидном. Кэп молодец. Но, если судить по вашим резюме, вам нужно к Кэпу на тренинг. Он снимет ваши розовые очки и откроет новый взгляд на жизнь, суровую и неприглядную. Итак, Кэп говорит:

    А) если вы ХОРОШИЙ ТОП, то, скорее всего, вам не нужно себя продавать. Вы достаточно упакованный продукт, чтобы вас купили. У вас есть связи, ваши результаты говорят сами за себя. Вы настолько круты, что вы не ищете работу. Она ищет вас. Прекрасная ситуация, не правда ли? Но если все не так?

    Б) Упаковывайте себя, как продукт.

    Вы человек бизнеса? Вы создавали продукты / услуги, формировали их УТП, изучали ЦА, делали SWOT и зарабатывали на этом? Так упакуйте себя! Формируйте известность, займитесь лидогенерацией и воронкой продаж. Мероприятия – ходите, выступайте, светитесь. Их миллион, оглянитесь вокруг: конференции, мастер-классы, вебинары, бизнес-завтраки… Статьи – пишите. Интернет по-прежнему голоден до качественного контента – творите! Поверьте, это «разлетится» очень быстро, а вы завоюете нужную аудиторию. Профильные группы и сообщества – вступайте. Их тоже много. Станьте членом десяти ведущих в вашей сфере – не прогадаете. Комментарии – оставляйте! Если будете профессионально обсуждать разные вопросы, не останетесь незамеченными. А в нужный момент разместитесь в этих каналах.

    В) Если «я этого не делал» раньше?

    Тут два варианта.

    Первый – вам было некогда. И здесь одно из двух: вы или были заняты как реально крутой специалист (и тогда читайте пункт А – вы крутой топ, и ваше резюме никогда не появится в общем доступе), либо вам было некогда, но вы не работали, а имитировали бурную деятельность (читайте еще выше – рынок рос…, и пора изучить аббревиатуру ИБД, если она вам незнакома).

    Второй – вы этого не делали, хотя могли. Не очень разумно. Делайте сейчас.

    Совет третий. О банальном.

     

    Сопроводительные письма. Это из моего любимого.

    Я душу вкладываю в вакансии. Я не пишу штампами. Несмотря на суровый и сложный вид деятельности моего агентства мы создали в нем уникальную душевную атмосферу. Вам это может показаться странным, но в том числе наличие этой атмосферы ценят наши клиенты, и нам важно найти людей, которые будут нам сродни. Я искренне верю, что найду того, кому эта вакансия соответствует. И меня просто убивают ваши сопроводительные письма… Ведь это «обертка» вашего резюме, это та коробочка, на которую я, как ваш покупатель, обращаю внимание.

    Итак, хит-парад текстов сопроводительных писем.

    «!» (Это, видимо, лаконичный, но крутой креатив, на который я должен обратить внимание? Ну да, обратил – и в корзину). Пока это лидер, а всего примерно полтора десятка таких «сопроводиловок». Неужели «!» показывает вашу уникальность, и нужно обязательно после этого читать резюме?

    «1» (Что это – цифра один? Или Один, великий бог викингов? Теряюсь, когда вижу такое письмо). На пьедестале «перлов» «1» находится на втором месте, пока в откликах 5-7 таких единиц увидел (конкретно на эту вакансию, обычно чаще встречаются).

    «1.1.1» (три раза Один? У викингов тоже была троица?)

    «Ок! Ок! Ок!» (без комментариев)

    «.» (тоже). Здесь же отдельные буквы, другие знаки препинания и т.д.

    Жуткий копипаст. Письмо на 1-20 строчек, подходящее для любых случаев – и вы полагаете, что оно привлечет внимание? Выглядит это письмо примерно так:

    «Добрый день, обратите внимание на мое резюме, пожалуйста».

    «См. резюме»

    «Добрый день, нет ни одного инструмента онлайн и оффлайн маркетинга, который бы я не проработала руками. Думаю, это будет полезно вашей компании. С уважением,» (можно же написать в конце, кто проявляет уважение?)

    О красивом… «Мой опыт работы руководителем маркетинговых отделов более 22 лет. В последние годы я очень много консультирую и занимаюсь корпоративным обучением. Я четко представляю и знаю, как реализовать обозначенные задачи. И прекрасно вижу, что нужно еще сделать. К тому же я отличный организатор и опытный руководитель. Как сейчас модно говорить, целеустремленный, креативный, генератор идей, способный сплотить коллектив и повести его за собой. Не буду себя хвалить и расписывать таланты. Об этом Вы можете прочитать в моем резюме».

    И прочее из серии «я буду рад(а) принять приглашение на собеседование» (кто же вам его вышлет?).

    «Спасибо за возможность направить вам свое резюме на позицию Директор по маркетингу и продажам. Мой профессиональный опыт полностью соответствует заявленным требованиям. Готова к прохождению интервью». (А мы как-то не готовы пригласить на собеседование такого мегаспециалиста).

    «Здравствуйте! Меня заинтересовала Ваша вакансия, размещенная на сайте hh.ru. Думаю, что мой опыт и профессиональные навыки соответствуют вашим требованиям. В приложении Вы найдете мое резюме и контактные данные. Буду благодарен за обратную связь!» (Чувствую себя неблагодарной скотиной).

    Самим не смешно?

    Пишите коротко. Нет нужды уже снова отсылать к статистике. Продавайте себя коротко, емко, лаконично. Краткость, как известно, сестра таланта. А как же, спросите вы, «пижониться»? Никак! Не надо. Продайтесь коротко и емко. Если очень хочется, сделайте два резюме и отправляйте нужное интуитивно. Умеете чувствовать покупателя – предложите нужный товар. Не умеете – учитесь.

    Результаты. В целом показать в резюме свои результаты хорошо. Но не увлекайтесь. Первый вопрос, который у меня возникает при прочтении результатов типа «в первый год моей работы продажи выросли на 118%, во второй на 189%» какой? Правильно: «как же тебя, такого невероятного специалиста, отпустили?». Я допускаю, что могут быть причины, хотя их очень немного. Скажем, переезд семьи – жена/муж едет за супругом в новое место и там ищет работу. Но тогда объясните этот факт, и убедительно. А пока – в корзину.

    Короткие места работы. Это, признаться, следующий обожаемый мной пункт  после сопроводительного письма. Итак, на сцене топ-менеджер, у которого в активе две позиции Генерального директора, одна – коммерческого, парочка – руководителей отделов и десяток – менеджеров разного звена. Человек-оркестр! И все это – за 5-7 лет, поскольку менеджер моложе 30 лет, а среднее время работы на позициях – 4-5 месяцев.

    Нужно ли что-то объяснять? Это, конечно, совет уже не к резюме, а опять к карьере в целом: если вы поступали так необдуманно и позволили себе прыгать с места на место, пеняйте на себя. А лучше – потеряйте трудовую книжку. Ваш опыт работы продолжительностью несколько месяцев на предыдущих местах, ничего не стоит, если вы ищете работу в открытом поиске.

    Совет четвертый. Насчет заказа резюме на стороне.

    Есть такая услуга на рынке – заказ написания резюме. Что я об этом думаю? Как профессиональный маркетолог и рекламист, проведу аналогию с Клиентом и Агентством. Иной раз Клиент делает классный продукт, но чтобы его вывести на рынок, нужно агентство. Годится ли то же самое для поиска работы: если вы классный специалист, но не умеете писать резюме, можно его заказать... Не верю! Если вы хороший специалист, вы штучный товар. Вас не производят на конвейере, и в этом ваше отличие от товара, от Клиента и Агентства. Как штучный товар, вас знают и купят сразу. В целом я не против такой практики, как заказ резюме на стороне. Но если вы это делаете, то ответьте сами себе на следующие вопросы:

    - Задумайтесь, а зачем вообще вы заказываете резюме у кого-то? Может быть, потому, что вы не очень хороший работник?

    - Если же вы хороший специалист, пусть заказ резюме станет для вас сигналом: что не так с моей карьерой и со мной? Я не могу сам описать, почему я крутой?!

    Проанализируйте и сделайте с этим что-нибудь.

     Думайте, что пишете.

     

    Просто парочка примеров. Иногда я в чтении резюме добираюсь до раздела «дополнительной информации». (Если вы внимательно читали предыдущий текст, то уже поняли, как повезло соискателю, если я добрался до этого раздела.) Завтра я пойду к окулисту – глаза выплакали все слезы при прочтении этой специфической информации.

    Вот, например, избранное из резюме директоров по маркетингу и продажам:

    «Наличие автомобилей – Мерседес, Киа, Опель». И что? Как это влияет на мое решение о приглашении на собеседование? Вы директор по маркетингу! Человек из бизнеса! Представьте, что Вы пришли в магазин покупать телевизор, а продавец говорит: «А еще я сегодня надел чистые носки». Это же реально повлияет на ваш выбор, да?

    И мое самое любимое. «А еще я молода, красива, и не замужем…». Орфография сохранена. Троеточия в конце – прелесть. Справедливости ради замечу: резюме комплектовалось фотографией, и она была реально красива. Вот они, плюсы бытия владельца бизнеса! Правда, я отказал. Сразу.

    О выводах

    Как класс мы существуем. Компании, которые востребованы на рынке, и которым платят клиенты. Работодатели, которые все еще готовы платить деньги сами и ищут сотрудников. Как класс вы, хорошие сотрудники, существуете крайне слабо. По-прежнему 80% из вас едут по старым, заезженным рельсам хорошего рынка, который вас покупал сам собой.

    Учитесь. Меняйтесь. Развивайтесь. И да пребудет с вами сила!

     

     

Прокомментируйте с помощью аккаунта в Facebook или вКонтакте:

(максимально 200 символов)

(максимально 256 символов)