Съемка клипа всегда считалась дорогостоящим удовольствием, даже в условиях, когда почти каждый располагает хорошей камерой на своем смартфоне.
Камера, на которую снимается клип — это лишь верхушка айсберга при производстве. Свет, локация, актеры, реквизит… все это стоит денег. А в условиях растущих цен буквально на все, — продакшн становится все более дорогостоящим. Возможно ли в наше время снять клип, не имея большого бюджета и спонсоров — рассказывают основательницы студии «МАТЕ продакшн», создавшие клип на песню Тоси Чайкиной «В сердце бахнули стрелы».
Марина Томарова, генеральный продюсер Мате Продакшн.
«Для нас это был первый опыт съемок музыкального клипа. Мы специализируемся на рекламных роликах: снимали для Авито, Сбера, Додо пиццы, ВТБ, Calvin Klein и многих других компаний. Но у нас давно была профессиональная мечта реализовать творческий проект. Идею снять клип предложила Юлия Литинская, младший креативный продюсер, которая уже режиссировала другие клипы Тоси Чайкиной. Она предложила взять новую песню Тоси и придумала те образы, которые были реализованы в клипе.
Когда мы прочитали сценарий клипа, были впечатлены масштабом задумки: при прочтении в голове рисовались сцены из “Игры престолов”». Это одновременно воодушевляло, но мы понимали, что производство не из легких. Тем не менее мы решили попробовать оставить историю в том виде, в котором она была.
Клип вышел пару недель назад, и вот, чем мы хотели бы поделиться с теми, кто только собирается снять свое первое музыкальное видео».
Ищите единомышленников
Многие профессионалы готовы подключаться к проекту бесплатно или за символический прайс, если они в него верят и идея откликается в них. Так было и в нашем случае: к работе с нами подключился опытный оператор-постановщик, хореограф, дизайнеры, которые создали Тосе белоснежный наряд; около сорока профессиональных танцоров.
Конечно, нужно иметь навыки продюсера, чтобы организовать работу большой команды и запустить все процессы.
Экономьте на локации
Если вы определились с местом съемки, узнайте, кто отвечает за него. Выйдете на контакт с этим человеком или организацией и объясните, что это творческий проект.
Если это локации, которые, например, требуют согласований, можно попробовать оформить разрешение через ведомства или департаменты районов.
Иногда наоборот лучше обходить какие-то высшие инстанции, согласования и стараться договариваться на месте с охранниками или какими-то людьми, кто может предоставить доступ на площадку. Но опять же на съемках рекламы так делать не стоит, потому что если вдруг что-то пойдет не так — это может испортить вам репутацию и оставить негативные впечатления у клиента.
Важный нюанс: официальные согласования — это всегда очень долго, и необходимо учитывать этот момент при планировании работы. Вместе с тем этот вариант самый экономный. Но если вы получаете официальный отказ, то, скорее всего, зайти на локацию не получится даже с помощью людей на месте.
А еще не забывайте фиксировать интересные локации во время прогулок, поездок и путешествий. Возможно, вы случайно найдете интересные фактуры, и в будущем они вам пригодятся для съемок.
Упрощайте, если возможно
Если у вас сильно ограничен бюджет, придумайте историю, которая не требует сложно-постановочных сцен, большого количества локаций, реквизита. Создать оригинальное запоминающееся видео можно за счет интересного графического или светового решения. Не придумывайте сложные постановочные истории, а выезжайте за счет модных приемов, спецэффектов, техник монтажа и т. д. Нет хорошей камеры? Берите VHS-камеру и стилизуйте видео за счет этого. Если нет бюджета на профессиональных актеров — разместите посты с информацией о съемках в соцсетях или профессиональных сообществах. Они, как правило, с радостью берутся за подобные проекты, которые потом становятся частью их портфолио. Нет возможности оплатить работу дизайнера-костюмера — обратитесь в любой дизайнерский вуз, где ребят учат делать костюмы, разместите объявления в релевантных телеграм-каналах или чатах. Бывает даже так, что есть готовая работа, и ребята хотят, чтобы она была где-то снята и продемонстрирована.
Учитывайте ограничения бюджета при разработке идеи
Если при съемке вы планируете создавать подвижные кадры и они должны быть плавными — это сразу плюс к расходам. Поэтому есть смысл изначально делать упор на более статичную камеру, на геометрию, на композицию, чтобы избежать этой статьи затрат.
Если вы хотите снимать «дышащей камерой», с рук или делать плавные наезды-отъезды или пролеты — вам понадобится спецоборудование и технический персонал, обслуживающий его, который никогда не работает на безвозмездной основе. Это связано с тем, что такого рода специалисты не собирают работы в портфолио и не заинтересованы в подобных проектах.
Например, для клипа «В сердце бахнули стрелы» вся съемка происходила на стедикам, что позволило камере быть мобильной и снимать все сцены (например, пробежку по лесу и танцы) в движении.
Светлана Морозова, генеральный продюсер и совладелец Мате Продакшн:
И помните, даже с бюджетом в пять миллионов можно снять плохой клип, если у вас нет четкой идеи и сплоченной команды.
Есть преимущество в работе с ограниченным бюджетом: ты получаешь новый опыт, расширяешь круг исполнителей и заказчиков, находишь единомышленников. Именно при ограниченном бюджете ты со своей командой проходишь огонь, воду и медные трубы, что в будущем хорошо сказывается на коммуникации. К тому же результат работы с минимальным бюджетом может превзойти все ожидания. Например, клип Ильи Найшуллера на песню The Stampede группы Biting Elbows был самым дешевым в его карьере, но получил огромное количество просмотров (10 млн на сегодняшний день) и помог принести Найшуллеру известность.
Интересный клип — это в первую очередь идея (это в принципе самое дорогое, что есть на рынке рекламы и творческих сфер). Увы, идее почему-то уделяют мало внимания, поэтому большинство клипов — это банальные любовные сторителлинги или самолюбование артиста перед камерой. Такими видео никого не удивишь, даже если на них потрачено много денег.
Комментарии