В конце 2023 года российские производители продуктов питания сообщили ритейлерам о росте цен на их продукцию, ожидаемом в диапазоне от 5 до 22%, со следующего года. Причиной этого стали увеличение расходов на грузоперевозки, снижение урожайности определенных сельскохозяйственных культур, а также повышение затрат на переработку и доставку.
«Вимм-Билль-Данн» собирается поднять стоимость молочной продукции в среднем на 4,9%, на соки — на 16,1%. Производитель йогуртов Ehrmann повысит цены на 5%, «Мултон Партнерс» (ранее Coca Cola) — на безалкогольные напитки на 13%, «Нестле» — на кофе и кофейные напитки на 15%, кондитерские изделия — на 8%, сухие завтраки — до 9,5%, «Любятово» повысит цены на печенье — на 6%, Ritter Sport и Ferrero Rocher решили поднять цены на шоколад на 7-14%. Отпускная цена риса от «Агроимпорта» увеличится на 22%.
Многие производители продуктов питания настаивали на этих мерах еще летом 2023 года, однако торговые сети не были согласны на такие изменения. Аграрии и переработчики жалуются: сети не принимают новых цен, при этом повышают стоимость товаров на полках или вовсе их оголяют под собственные торговые марки.
Например, сообщалось, что торговая сеть «Ашан» обратилась к своим поставщикам с просьбой не повышать оптовые цены на продукцию до конца 2023 года, в противном случае готовясь сообщить об этом регуляторам. Но насколько правомерны позиции ритейлеров в этом вопросе и как это сказывается на потребительских свойствах, цене, наличии продуктов для российского потребителя?
Известно, что федеральный ритейл на государственном уровне подписал с регуляторами соглашение о добровольном ограничении наценок. Документ является механизмом мягкого права, на основании которого Федеральная антимонопольная служба может спросить с ритейла за несоблюдение договоренностей.
Тем не менее, как у аграриев, так и у переработчиков на протяжении последних 20 лет были слабые переговорные позиции. В текущем же сельскохозяйственном году для них сошлись воедино все негативные факторы, которые сказались на себестоимости производства.
В это время, за счет широкой продуктовой матрицы у ритейлеров остаются возможности маневрировать, перекидывая рост цен с социально значимых продуктов на товары премиум класса. Кроме того, в регионах федеральные сети занимают доминирующее положение — в Центральной России, Поволжье, Урале и части Сибири.
История вопроса
С середины 00-х мы наблюдаем противостояние между растущими розничными сетями и их поставщиками. У этого есть объективные основания, ведь период стал переломным для трансформации отношений в цепях поставок. Значительная доля рыночной власти постепенно перешла от поставщиков, господствовавших на протяжении 90-х, к розничным продавцам. Это объясняется прежде всего тем, что ритейлеры непосредственно контактируют с конечными потребителями и лучше других участников рынка знают их запросы
Что же привело к изменениям? Во-первых, резко усилился экономический вес розничных сетей, которые росли опережающими темпами, и работа с ними стала выгодной для поставщиков с точки зрения объемов и устойчивости продаж. Во-вторых, розничные сети стремительно развивают современные торговые форматы, более эффективные с точки зрения управления поставками и привлекательные для конечного потребителя. В этих условиях само наличие товара в ведущих сетях сегодня играет принципиальную роль для его продвижения.
Можно заключить, что концентрация экономического капитала ведущими розничными сетями сопровождается усилением их рыночной власти в отношениях с контрагентами. Торговые сети стали главными воротами, открывающими путь к потребителю.
По мере усиления влияния
При этом в России помимо налоговых платежей существует 124 вида неналоговых платежей. Это приводит к росту себестоимости у всех: производителей, логистов, ритейлеров. Не говоря уже о росте ключевой ставки ЦБ, который является базовым спусковым механизмом.
Практика ограничений на корректировку цен противоречит нормам саморегулирования, которые торговые сети обязались правительству выполнять, поставив подпись в 2012 году под Кодексом добросовестных практик, но до сих пор, по заявлению производителей, не исполняют.
В заключение, ситуация с ростом цен от производителей и сопротивлением ритейлеров создает сложный баланс интересов нарынке продовольствия в России. Анализ наценок, последствий и долгосрочных эффектов этого противостояния говорит о том, что динамика, которую мы ощутим в январе — стала следствием отложенного эффекта.
Комментарии